Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области основная общеобразовательная школа № 19 города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск
Самарской области
структурное подразделение «Детский сад «Золотой ключик»
Территориальный конкурс методических разработок
«Педагогический калейдоскоп»
Непосредственно образовательная деятельность
«Мы привыкли, что вода-
Наша спутница всегда!»
в младшей группе с приглашением родителей
и использованием
электронно-дидактического пособия
«Водичка, водичка»
Направление «Образовательная палитра»
Квицинская Елена Владимировна
воспитатель структурного подразделения
«Детский сад «Золотой ключик»
ГБОУ ООШ №19 г.Новокуйбышевск
Стаж работы в ДОУ 2 года
г. Новокуйбышевск, 2015
Содержание
Пояснительная записка |
3-6 |
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в младшей группе: «Мы привыкли, что вода - наша спутница всегда!» |
7-11 |
Подвижная игра «Солнышко и дождик»
|
12-13 |
Список использованной литературы и ресурсов Интернета
|
14 |
Приложения: |
|
1.Картотека игр – экспериментов (младший дошкольный возраст). Тема:«Водичка-водичка»
|
15-16 |
2.Перспективный план опытнической и экспериментаторской деятельности детей младшего дошкольного возраста
|
17 |
3.Сценарий родительского собрания. Тема: Опытническая и экспериментаторская деятельность детей раннего возраста
|
18-20 |
4. Консультация для родителей «Маленькими шагами в прекрасный мир!»
|
21-22 |
5.Стихотворения о воде
|
23 |
6.Загадки про воду |
24 |
7.Заклички |
25 |
8. Полезные и забавные игры с водой |
26-28 |
9. Сценарий развлечения для дошкольников «Волшебная водица»
|
29-30 |
10. Сказка «О воде»
|
31-32 |
11. Фотовернисаж «Вода - наш лучший друг»
|
33-36 |
12.Электронно-дидактическое пособие «Водичка, водичка» |
37-43 |
Пояснительная записка
Актуальность и новизна мероприятия:
Развитие познавательной активности ребёнка дошкольного возраста в наше время весьма актуально. Ведь именно в этот период закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного и нравственного развития. [1]
В состояние интереса ребёнок всегда более или менее активен, а в результате успешен. Но далеко не всё может вызвать интерес и здесь не обойтись без новизны предлагаемого материала.
Тема «Мы привыкли, что вода - наша спутница всегда!» для малышей довольно близкая и знакомая, так как в ходе совместной деятельности рассказывали детям потешки, читали рассказы и сказки о воде, проводили вместе опыты и исследовали свойства воды.
У ребёнка, познающего мир через эксперименты, хорошо развиты мыслительные процессы.
Новизна мероприятия состоит в том, что непосредственно образовательная деятельность с младшими дошкольниками провотья с использованием мультимедийной презентации, опытно-экспериментальной деятельности.
Данное мероприятие показало, что дети охотно смотрят на большие, красивые картинки слайдов на большом экране и с радостью проявляют инициативность , выполняют предложенные задания в ходе образовательной деятельности.
Целевая аудитория: дети 3- 4 лет, родители воспитанников
Цель мероприятия: Познакомить родителей с развитием поисковой деятельности у детей младшего дошкольного возраста.
Задача мероприятия:
1.Дать представление воспитанникам о свойствах воды, а родителям, о том, что и как рассказывать о воде детям.
2.Развивать у воспитанников любознательность, развить их познавательную активность в процессе экспериментирования с водой.
3.Способствовать участию родителей в создании развивающей среды для развития детского экспериментирования в группе.
Место мероприятия в системе работы по данному направлению;
Мероприятие проведено , как непосредственно образовательная деятельности с младшими воспитанниками с приглашением родителей и соответствует перспектино – тематическому планированию в соответствии с тематической неделею проведения , «Мы-почемучки», годового круга тем.
Методические условия для его проведения:
Проводится в музыкальном зале (установлено оборудование), приглашены родители.
Длительность непосредственно образовательной деятельности 15 минут.
Проводится фронтально, со всей группой.
Воспитанники рассаживаются перед экраном на стульчиках, в стороне - детский стол, на котором разложены необходимые материалы и оборудование, накрытые салфеткой.
Родители рассаживаются на больших стульях, позади детей.
Игровой персонаж - Нюша, герой известного мультфильма «Смешарики».
Разработка имеет высокую практическую значимость потому, что:
1.Родители увидели, как идёт ход НОД, и теперь смогут сами делать такие же опыты и эксперименты с детьми.
2.Родители обратили внимание , как интересно детям смотреть на слайды презентации. Потом они также на практике смогут делать интересные презентации для своих детей.
3.На практике воспитанники узнали о свойствах воды (пробовали, нюхали).
4.У других педагогов есть возможность практического использования данной разработки.
5.Это занятие является одним из этапов моего познавательно - исследовательского проекта.
Пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму».
Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. На этом и основан системно-деятельный подход к организации воспитательно - образовательного процесса. Обязательными условиями, которого является:
1.Формирование у детей представлений об окружающем мире, как о системе.
2.Исключить пассивное восприятие ребёнком информации и обеспечить включение каждого ребёнка в самостоятельную познавательную деятельность.
3.Обеспечиваеть возможность развития ребенка в соответствии с его индивидуальным темпом и особенностями.
4.Обеспечить открытие новых знаний и приобретение новых умений в ходе занятия.
5. Гармонично выстроенная предметно-пространственная среда.
В заключении, хочется отметить, что мною был проведён анализ знаний детей младшего возраста о воде до НОД и по окончании , который очень порадовал меня результатом.
В начале мероприятия задавали детям вопросы:
1. Есть ли у воды запах?
2. Для роста цветов нужна вода?
3. Имеет ли вода цвет?
Таким образом , после проведения НОД «Мы привыкли, что вода-
наша спутница всегда!» из 15 воспитанников -5детей ответили правильно на все три вопроса (был 1 ребенок), с помощью педагога-7 детей (было 6 ) и лишь 3 детей не смогли ответить на вопросы (было 9 детей).
Последующая работа прописана в приложении к мероприятию.
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в младшей группе совместно с родителями
Тема: «Мы привыкли, что вода - наша спутница всегда!»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Задачи:
1. Познакомить детей с водой и её свойствами. Обобщить новые знания детей о воде. Развивать самостоятельность, инициативность, произвольность в решении практических и познавательных задач. Обучение исследовательской деятельности. Создать условия для развития у детей творческих способностей, умений размышлять, рассуждать, выявлять взаимосвязь. «Познавательное развитие»
2. Обогатить словарный запас по теме. «Речевое развитие»
3. Формировать в детях бережное отношение к окружающему миру, природе. Воспитывать в детях уважительное отношение к воспитателю и сверстникам, умение слушать, не перебивая. «Социально-коммуникативное развитие»
4. Развивать координацию движений, приучать к двигательной активности. «Физическое развитие»
Методы и приёмы:
Практические: проведение опытов, выполнения поручений, игровые упражнения.
Наглядные: рассматривание персонажа -Нюши, рассматривание картинок электронно-дидактического пособия «Водичка, водичка»
Словесные: рассказ воспитателя, беседа, обсуждения, вопросы к детям, стихотворения ,загадки.
Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование для показа презентации, электронно-дидактическое пособие «Водичка, водичка»,три баночки с водой (вода в них окрашивается в разные цвета), стаканчики с питьевой водой (по количеству детей), контейнер со снегом, цветок в горшке, две лейки с водой.
Формы организации совместной деятельности:
Детская деятельность |
Формы и методы организации совместной деятельности |
Познавательно-исследовательская |
Наблюдение за водой и её свойствами, участие в проведении опытов, решение проблемных ситуаций, экспериментирование с цветом воды. |
Коммуникативная |
Беседа, вопросы, стихотворения |
Трудовая (самообслуживание и элементарный бытовой труд) |
Поручения, познавательные задания и опыты. |
Двигательная |
Двигательная пауза « Нам пора передохнуть». |
Логика образовательной деятельности
№ |
Деятельность воспитателя |
Деятельность воспитанников |
Ожидаемые результаты |
1. |
Сюрпризный момент. Стук в дверь. Воспитатель интересуется , кто же к ним пришел в гости?
Знакомит детей с игровым персонажем -это Нюша!
Предлагает вспомнить герой, какого мультика. |
Дети высказывают свое мнение о том, кто может к ним прийти.
Дети здороваются с персонажем -Нюшей.
Дети вспоминают героев мультипликационного фильма. |
Вызван эмоциональный отклик. |
2. |
Предлагает посмотреть, что принесла Нюша с собой и показывает данный предмет -волшебные баночки!
Задает вопросы детям.
Подтверждает, что это снег, если дети предположили. |
Дети рассматривают баночки и контейнер.
Отвечают на вопросы:
- что в этих баночках?
-что увидели в контейнере?
Высказывают свои предположения |
Закреплено умение отвечать на вопросы об учвиденном. |
3. |
От имени Нюши воспитатель, предлагает баночки немного потрясти и посмотреть, как произойдет волшебство!
Встряхивает ,по –очереди, баночки (вода в них окрашивается в разные цвета: синий, красный, зелёный). |
Дети внимательно наблюдают действиями воспитателя , удивляются, что у них на глазах вода окрашивается. |
Вызвано эмоциональное восхищение. |
4. |
Настраивает детей на то, что Нюша - волшебница.
Вместе с детьми вспоминают, какого цвета была вода и какая стала, проговаривают название каждого цвета. |
Отвечают на вопросы, какого цвета стала вода вместе с воспитателем , проговаривают название каждого цвета. |
Обогатился словарь детей прилагательными, обозначающими цвет предмета. Закреплены знания об основных цветах. |
5. |
Включает мультимедийную презентацию.
Рассказывает, что многое узнать о воде, поможет «волшебный экран» и наша гостья Нюша. |
Дети обращают внимание на экран (мультимедийное оборудование для показа презентации). |
Вызван интерес к теме занятия. |
6. |
Слайд 2- изображение воды.
Читает стихотворение:
Вы, слыхали, о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране! |
Дети смотрят на картинки, и слушают стихотворение,
Проговаривают, что видят на картинках. |
Развивается разговорная речь |
7. |
Слайд 3
Рассказывает стихотворение:
Мы привыкли, что вода-
Наша спутница всегда!
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею я вам доложить-
Без неё нам не прожить! |
Дети смотрят на картинки, и слушают стихотворение, которое читает воспитатель.Говорят, что видят на картинках. |
Учатся думать и анализировать. Развивается разговорная речь. |
8. |
Обращает внимание на стол и предлагает посмотреть, что находится под салфеткой - стаканчики с водой.
Просит двух помощников раздать всем деткам по одному стаканчику.
Благодарит помощников. |
Два помощника помогают раздать стаканчики с водой. Внимательно слушают поручения воспитателя и выполняют их. В итоге, каждый ребёнок сидит и держит стаканчик с водой в руках. |
Развито умение слышать воспитателя и выполнять поручения.
Развиты навыки элементарного бытового труда и самообслуживания.
Развита самостоятельность, инициативность, произвольность в решении проблемной ситуации. |
9. |
Слайд 4
Читает стихотворение:
Вода, водичка вот в стакане-
Не пахнет вовсе ведь ничем.
Давайте мы проверим с вами-
Что ж, нету, запаха совсем?
Предлагает воспитанникам понюхать воду в стаканчиках, спрашивает есть ли у неё запах? |
Каждый ребёнок нюхает водичку и отвечает на вопрос воспитателя.
-нет запаха, вода не имеет запаха. |
Умеют участвовать в познавательных опытах и заданиях. |
10. |
Предлагает воспитанникам посмотреть на баночку с водой и спрашивает, есть у ли воды цвет?
Слайд 5
Рассказывает стихотворение:
Синий, красный и зелёный-
Это разные цвета.
А вода она прозрачна,
Не имеет цвет она. |
Каждый ребёнок смотрит на воду и отвечает на вопрос воспитателя:
-у воды нет цвета, вода прозрачна |
Участвуют в познавательных опытах и заданиях. |
11. |
Слайд 6
Читает стихотворение:
Все стаканчики возьмём
И водичку мы глотнём!
Какова на вкус вода?
Кто мне скажет первый?
….
Не имеет вкус она!
Ваш ответ тут верный! |
Каждый ребёнок пробует воду на вкус и отвечает на вопрос воспитателя:
- нет вкуса, вода безвкусная |
Учатся думать и анализировать. Развивается разговорная речь. |
12. |
Просит детей сложить стаканчики обратно на поднос, так как они больше не пригодятся. |
Каждый ребёнок кладёт свой стаканчик на поднос. |
Развить навыки элементарного бытового труда и самообслуживания. Развивается самостоятельность. |
13. |
Слайд 7
Рассказывает стихотворение:
На картинке вот цветочек.
Жёлтый у него листочек.
Хочет он воды попить-
Никогда ,чтоб не грустить.
Обращает внимание на цветочек с жёлтыми листочками. Отмечает ,что цветочек заболел и хочет водички.
Спрашивает, что следует сделать? (полить цветочек). Почему?
Предлагает 2-3 детям поить цветочки. |
Дети смотрят картинки на экране, слушают воспитателя, отвечают на вопросы
2-3 воспитанника поливают заранее приготовленные цветы. |
Развита самостоятельность.
Сформировано бережное отношение к окружающему миру, природе. |
14. |
Слайд 8
Благодарит от имени Нюши, что дети сегодня помогали, отвечали на вопросы, проводили опыты.
Спрашивает детей.
Интересуется у родителей , что им понравилось. |
По-очереди рассказывают Нюши, что они узнали (воспитатель задает наводящие вопросы). |
Создано хорошего настроения, вызван эмоциональный отклик. |
После окончания НОД воспитатель отмечает, что дети много узнали о воде , но есть еще такая игра «Солнышко и дождик» и предлагает поиграть совместно с родителями.
Подвижная игра «Солнышко и дождик» [2]
Цель: согласовывать движения с текстом стихотворения, подражая взрослому.
Воспитатель:
- Какая хорошая погода! Сейчас выйду и позову детишек поиграть!
Выходит на середину комнаты и зовет всех погулять. Малыши выбегают и собираются вокруг воспитателя, родители встают сзади своих детей, а педагог произносит текст:
Смотрит солнышко в окошко,
Светит в нашу комнатку.
Мы захлопаем в ладошки,
Очень рады солнышку! (А. Барто)
Дети прослушивают и повторяют вслед за воспитателем стихотворение. Затем под его слова совершают движения, подражая воспитателю:
Топ-топ-топ-топ,
Топ-топ-топ,
Топ-топ-топ,
Топ-топ-топ
(все топают ножками, стоя на месте)
Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп,
Хлоп-хлоп-хлоп,
Хлоп-хлоп-хлоп,
Хлоп-хлоп-хлоп!
(все хлопают в ладоши, подражая воспитателю)
- А теперь побегаем! – предлагает воспитатель и убегает. Дети , родители разбегаются в разные стороны. Неожиданно для них воспитатель говорит: «Посмотрите, дождик идет! Скорее домой!». Все спешат в свои домики.
Дождик, дождик, веселей,
Капай, капли не жалей.
Только нас не замочи,
Зря в окошко не стучи!
- Сейчас выйду на улицу и посмотрю, кончился дождик или нет.
- Солнышко светит! Нет дождя! Выходите погулять! (дети выходят гулять)
- Ой, дождик начинается! (дети бегут в домики).
Список использованной литературы и ресурсов Интернета:
-Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2004. С. 35-45.
-Мурудова Е. И. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» Детство-пресс 2010.
-Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада» М.: Мозаика - Синтез, 2007
- http://dobryanka-detsad-21.narod.ru/index/0-90
- http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/03/13/opyty-s-vodoy
Приложение №1
Картотека игр – экспериментов (младший дошкольный возраст)
Тема:«Водичка-водичка»
Название |
Цель |
Материалы
|
Ход
|
«Окрашивание воды»
|
Выявить свойства воды: вода может быть теплой и холодной, некоторые вещества растворяются в воде.
Чем больше этого вещества, тем интенсивнее цвет; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество. |
-емкости с водой (холодной и теплой),
-раствор марганцовки,
-палочки для размешивания,
-мерные стаканчики.
|
Взрослый и дети рассматривают в воде два-три предмета, выясняют, почему они хорошо видны (вода прозрачная). Далее выясняют, как можно окрасить воду (добавить краску). Взрослый предлагает детям окрасить воду самим в стаканчиках с теплой и холодной водой. В каком стаканчике краска быстрее растворится? (В стакане с теплой водой.) Как окрасится вода, если красителя будет больше? (Вода станет более окрашенной.) |
«Опыт с водой и сахаром»
|
Выявить свойства воды: вода может быть теплой и холодной, некоторые вещества растворяются в воде. Чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество. |
-емкости с водой (холодной и теплой),
-сахар-рафинад,
-палочки для размешивания. |
Взрослый и дети опускают кусочки сахара в колбочки. Далее выясняют, в какой воде сахар быстрее растворится.
(В теплой воде.)
|
«Как вытолкнуть воду?»
|
Формировать представления о том, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы. |
-мерная емкость с водой,
-камешки,
-предмет в емкости.
|
Воспитатель ставит перед детьми задачу: достать предмет из емкости, не опуская руки в воду и не используя разные предметы-помощники (например, сачок). Если дети затрудняются с решением, то воспитатель предлагает
класть камешки в сосуд до тех пор, пока уровень воды не дойдет до краев. Дети выполняют и делают вывод. |
«Мыльные пузырьки»
|
Вызвать желание пускать мыльные пузыри, познакомить с тем, что при попадании воздуха в мыльную воду образуется пузырь.
|
-мыльная вода, -коктельные трубочки, бутылочки с отрезанным дном,
-корпус гелевой ручки.
|
Водичка не любит нерях и грязнуль,
Кипит и ругается: «Буль-буль-буль-буль!»
Но если мы вымоем руки и лица,
Водичка довольна и больше не злится.
Намыльте руки так, чтобы получилась пышная густая пена. Затем разъедините ладони так, чтобы между ними образовалась тоненькая прозрачная мыльная плёнка. Подуйте на неё – у вас получится мыльный пузырь. Пусть ребёнок подует на мыльную плёночку в ваших ладонях, помогите ему сделать свой мыльный пузырь. Чтобы побудить ребёнка самостоятельно выдувать мыльные пузыри, предложите ему, помимо рамки из купленного пузырька, разнообразные трубочки – коктейльную трубочку, пластиковую бутылочку с отрезанным дном, или сверните и склейте из плотной бумаги толстую трубу. Чтобы получить твёрдую трубочку (коктейльные трубочки малыши часто закусывают или перегибают) можно разобрать гелевую ручку и взять от неё корпус – прозрачную пластмассовую трубочку.
Воду для мыльных пузырей можно приготовить самостоятельно, используя жидкость для мытья посуды. |
Приложение №2
Перспективный план опытнической и экспериментаторской деятельности детей младшего дошкольного возраста
Тема |
Цель |
Форма организации |
«Водичка-водичка» |
Дать детям представление о том, что вода может литься, может брызгать. |
режимные моменты |
«Напоим куклу чаем»
|
Дать детям представление о том, что вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда. |
часть НОД
|
«Чистые ручки» |
Дать детям представление о том, что руки станут чище, если их помыть водой. |
игра
|
«Помощники» |
Дать детям представление о том, что предметы станут чище, если их помыть водой. |
режимные моменты
|
«Разноцветная водичка»
|
Дать детям представление о том, что вода не имеет цвета, но её можно покрасить. |
часть НОД
|
«Что получится»
|
Дать детям представление о том , что некоторые вещества в воде растворяются.
|
опыт |
«Вкусная водичка»
|
Дать детям представление о том, что некоторые вещества в воде растворяясь, могут передавать воде свой вкус. |
опыт
|
«Заморозили» |
Дать детям представление о том, что вода может превращаться в лёд.
|
опыт
|
«Разогреем» |
Дать детям представление о том, что лёд может превратиться в воду. |
опыт
|
«Теплая, холодная» |
Дать детям представление о том, что вода может быть теплой и холодной. |
часть НОД
|
«Куда делась вода?» |
Дать детям представление о том, что вода может испаряться. (форма организации – опыт). |
опыт
|
Приложение №3
Сценарий родительского собрания
Тема: Опытническая и экспериментаторская деятельность детей младшего дошкольного возраста.
Форма проведения собрания: семинар-практикум.
Цель: Сформировать представление у родителей об экспериментаторской деятельности детей раннего возраста и ее значении.
Оборудование: Пять прозрачных стаканов, гуашь 4 цветов, кисть, емкость с песком, емкость с водой, камешки, перышко, тетрадный лист и лист плотного картона.
План собрания
1. Теоретический материал. Сообщение для родителей «Маленькие исследователи».
2. Практическая часть. Выполнение элементарных опытов совместно с родителями.
Ход собрания
1 часть.
«Маленькие исследователи»
Многие детские поступки могут вызвать недоумение взрослых: «Вот он спрятал бабушкин зонтик! Кормил кота ложкой! Налил воду в дедушкины калоши, а на собаку натянул свою шапку!»
Но если проанализировать подобные ситуации, можно заметить, что это не просто проказы, а действия активного экспериментирования в познании свойств окружающего мира. Ориентировочно-исследовательская направленность в поведении малыша была и раннее. Но теперь он интересуется не только чисто внешними характеристиками вещей, малыш пытается установить какие-то скрытые особенности наблюдаемого объекта.
Почему спрятан бабушкин зонтик? Во-первых, это вещь, которая нажатием кнопки превращается в купол, что, согласитесь, не менее интересно, чем играть с «поющим» волчком. Кроме того, хочется увидеть, как бабушка будет его искать и говорить: «Ах, я старая! Опять куда-то зонт положила и не могу найти! Алешенька, посмотри своими острыми глазками, где мой зонт?» Это – самое настоящее социальное экспериментирование.
Почему малыш решил ложкой кормить кота? Потому что во вчерашней игре он кормил он игрушечного Котофеича ложечкой, поил его из чашечки, и теперь ему кажется несправедливым, что такого внимания лишен любимец всей семьи кот Васька. Это действие – игровое по аналогии, перенесенное в новую ситуацию, что говорит о высоком интеллекте малыша.
Почему налил воду в дедушкины калоши? Дедушка хвалился своими калошами: старые, а не промокают! Малыш произвел испытание предмета на его функциональную пригодность, и это говорит о том, что малыш уже понимает функциональное назначение вещей ближайшего окружающего пространства.
Надел на голову собаке свою шапку? Он прекрасно помнит, что без шапочки гулять нельзя, почему же собака может идти на улицу без шапки и сапог? Ей же холодно. Кроме того, малыш уже видел на улице собак, одетых в «пальтишко», и был крайне удивлен. Эпизод с шапкой говорит о цепкой памяти крохи и его добром сердце. Ситуация требует от родителей очень деликатного руководства, и никакого порицания.
Ребенок экспериментирует и дома, и на улице. Вот он качает на качелях свое ведерко, наблюдая, как оно движется к краю. Или поднимает одну часть качелей вверх и смотрит, как опускается их противоположная сторона. Обычно такие ситуации очень волнуют взрослых, и они пробуют отвлечь ребенка более безопасными занятиями. Однако действия малыша лишены смысла. Он познает пока еще скрытые для него физические свойства предметов, и сам находит способы их действенного обнаружения, продолжает накапливать информацию об окружающем мире.
Если у родителей не хватает терпения принимать эти «шалости», это значит, что они не до конца понимают интеллектуальных потребностей своего ребенка. Что же делать? Играть, экспериментировать вместе с ним! Показывать, пояснять, направлять детское любопытство в нужное русло.
Что появилось нового в детском экспериментировании к концу 2-го года?
Любопытство малютки постепенно под руководством родителей переходит в новое качество: оно начинает приобретать черты любознательности. Однако, хотя самостоятельность ребенка заметно выросла, он еще очень мал, и в этом возрасте оставлять его «один на один» с окружающим миром нельзя.
Взаимодействие с крохой — самый главный «дипломатический» прием воспитания в этот замечательный период его жизни.
2 часть.
Элементарные опыты:
Разноцветная водичка»; «Песочек»; «Выпустим воздух из стакана»; «Помоем камешки»; «Тонкая – толстая»
Приложение №4
Консультация для родителей «Маленькими шагами в прекрасный мир!»[3]
Ранний возраст – период активного экспериментирования ребенка с предметным миром. Все, что окружает малыша – вещи, принадлежащие взрослым, игрушки, животные, растения, вода, песок и многое другое – вызывает у него интерес. Он любит исследовать новые предметы, экспериментировать с разнообразными веществами и материалами: водой, песком, снегом, глиной, красками.
Взрослые часто сомневаются в том, что маленькие дети при этом могут всерьез научиться «важным» вещам. Однако это не так. В процессе такого исследования развивается любознательность малыша, расширяются его представления об окружающем мире, ребенок приобретает богатый чувственный опыт, получает мощный импульс для развития интеллекта.
Важно помнить, что формирование интеллектуальной сферы ребёнка осуществляется не только при целенаправленном руководстве взрослых, но и в свободной, самостоятельной практической деятельности. В процессе свободного экспериментирования ребёнок получает новую, порой неожиданную для него информацию, устанавливает практические связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира, совершает своего рода открытия. Экспериментирование стимулирует ребёнка к поискам новых действий и способствует развитию гибкости мышления. Самостоятельное экспериментирование даёт возможность ребёнку опробовать разные способы действия, снимая при этом страх ошибиться и скованность мышления готовыми схемами действия. Роль родителей в этом процессе заключается не в том, чтобы сразу же показать, как нужно делать правильно, а в том, чтобы стимулировать интерес малыша к предметам, побуждать к самостоятельному исследованию, поддерживать его любознательность.
Ярко выраженная любознательность ребенка является важнейшим показателем его успешного психического развития. Она проявляется в том, что малыш:
1. Активно стремится к новым впечатлениям, любит наблюдать за окружающим;
2. Быстро обнаруживает новое, стремится сразу же исследовать его;
3. с интересом включается в предложенные взрослым игры с водой, песком, экспериментирование с различными веществами;
4. Подолгу с увлечением экспериментирует сам, подражая взрослому и изобретая новые действия;
5. Радуется своим открытиям, стремится поделиться ими со взрослыми.
Обязательно следует иметь в виду, что полноценное овладение ребенком предметной деятельностью происходит только в процессе общения со взрослыми.
Приложение №5
Стихотворения о воде
Вода из-под крана
Я воду в стакан из под крана налил.
На свет посмотрел- она очень прозрачна
Понюхал ее и немного отпил.
Нет вкуса, нет запаха. Все однозначно.
А в горном ключе если воду набрать,
На вкус она будет совсем уж иной.
Словами, пожалуй, и не передать,
Как вкусно напиться водой ключевой.
|
Кто знает, откуда берется вода?
Кто знает, откуда берется вода?
Быть может, из снега? Быть может, из льда?
А может, с подземных ключей она бьет
И всем она жизнь и цветенье дает.
Чтоб нам о воде все-при все разузнать,
Немало учебников нужно читать.
А так же различных журналов и книг,
Чтоб все ее тайны открылись нам в миг. |
Ручеек
Познакомьтесь, мой дружок -
Маленький и быстрый
Синеглазый ручеек
Чубчик серебристый.
Он бежит издалека,
По камням и сучьям.
Я завидую слегка:
Ах, какой везучий!
Он увидит океан,
Корабли и чаек.
Каждый мальчик-капитан
О таком мечтает.
Поспешает ручеек
По траве и шишкам
А на спинке он везет
Лодочку мальчишки.
Автор: Татьяна Жиброва |
Дождик
Утром дождику не спится.
Он в окошко к нам стучится.
Нас вчера с подружкой Зиной
Он настиг у магазина.
Мы не стали убегать,
Мы с ним начали играть.
Мы по лужицам плясали,
Как в реке, намокли сами.
Он опять стучит в окошко —
Поиграть зовёт немножко.
Мы по лужице — туда.
Мы по лужице — сюда.
И ещё бегом — туда.
И опять — туда-сюда.
Мы б ещё, да вот беда:
В луже кончилась вода.
Автор: Валентина Минькова. |
Кто не умывается
Кто горячей водой умывается,
Называется молодцом.
Кто холодной водой умывается,
Называется храбрецом.
А кто не умывается,
Никак не называется.
Автор: Петр Синявский |
|
|
Приложение №6
Загадки про воду
Меня пьют, меня льют.
Всем нужна я,
Кто я такая?
(Вода) |
В жаркий день
Самой желанной бывает.
(Вода) |
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу!
(Вода) |
В море я всегда солена,
А в реке я пресна.
Лишь в пустыне раскаленной
Мне совсем не место.
(Вода) |
Он пушистый, серебристый,
Белый, белый,
Чистый, чистый,
Ватой наземь лёг
(Снег) |
Течет, течет - не вытечет,
Бежит, бежит - не выбежит.
(Речка)
|
Бегу я как по лесенке,
По камушкам звеня,
Издалека по песенке
Узнаете меня.
(Ручеек)
|
Не пешеход, а идет
Мокнут люди у ворот.
Ловит дачник его в кадку.
Очень трудная загадка?
(Дождь)
|
Он как алмаз:
И тверд, и чист, на солнышке сверкает,
Но пригревать начнут лучи, он тут же тает.
(Лед) |
Ветерок-пастушок затрубил в свой рожок.
Собрались овечки у небесной речки.
(Облака) |
Посмотрите-ка! В апреле
С крыши брызги полетели
И стараются, шлеп-шлеп,
Попадать нам прямо в лоб. (Капель)
|
Это - водные пустыни,
Волны как барханы.
Здесь, среди бездонной сини –
Штормы, ураганы. (Океан, море)
|
Приложение №7
Заклички
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок. |
Вода текучая,
Дитя растучее.
С гуся вода,
С тебя худоба!
Вода к низу,
А дитя к верху! |
Дождик, лей! Дождик, лей! На меня и на людей! На меня по ложке, На людей по плошке, А на лешего в бору — Лей по целому ведру!
|
Туча, туча, Дождь не прячь! Лейся, дождик, Дам калач!
|
Дождик, лей, лей, лей! Будет травка зеленей, Вырастут цветочки На зелёненьком лужочке!
|
Приложение №8
Полезные и забавные игры с водой
Игры, в которые можно играть и дома, и на улице в жаркую погоду. Главное, что их объединяет, - это то, что, играя в них, ребёнок получает новые знания и полезные навыки. Некоторые из этих игр могут быть проведены как весёлые конкурсы или соревнования.
А участвовать в этих соревнованиях могут не только дети, но и их родители.
Купание игрушек
Предложите ребёнку самому искупать свои игрушки в тазу с тёплой водой. Дайте ему для этого всё необходимое: таз, мыло, щётку, губку
и полотенце. Если в воду добавить пеномоющее средство, то это занятие для ребёнка станет более привлекательным.
Стираем - маме помогаем
Когда вы соберётесь стирать, привлеките к этому полезному делу и своего ребёнка, обеспечив его для этого всем необходимым. Пусть он рядом с вами в маленьком тазике постирает носовые платочки или кукольное платье, а затем, отжав, повесит их сушиться. Можете попутно загадать маленькому помощнику загадки или прочитать стихотворения.
Ускользает, как живое, но не выпущу его я.
Белой пеной пенится, мыть,стирать не ленится.(мыло)
Постираем мы сейчас, нужно мыло, нужен …(таз)
****
Я один у мамы сын, нет у мамы дочки.
Как же маме не помочь постирать платочки.
Мыло пенится в корыте, я стираю-посмотрите.
Вот старательные дочки постирали все платочки.
А потом погладят сами - помогать умеют маме.
Рыбалка
Приобретите в магазине игру, в которой пластмассовые рыбки с металлической серединкой ловятся магнитной удочкой. Если вам не удалось купить игру, то можно изготовить её самим, вырезав рыбок из тонкого пластика и надев на каждую из них по металлической канцелярской скрепке. Удочку тоже изготовить нетрудно, нужен лишь магнит.
Готовых рыбок бросьте в таз или прозрачную банку с водой. Пусть ребёнок
ловит их удочкой, приговаривая: «Ловись, рыбка, большая и маленькая!» В ходе игры объясните ребёнку, почему рыбки притягиваются к магнитной удочке. А с самодельной удочки можно снять скрепку и продемонстрировать ребёнку, что рыбка перестала «ловиться».
Тонущий корабль
На поверхность воды в таз или ванну положите мыльницу, миску или небьющуюся тарелку. Затем покажите ребёнку, как из лейки или другой посуды с носиком тонкой струйкой лить в неё воду, ожидая момента, когда уровень воды в плавающей ёмкости достигнет критического и она начнёт крениться и тонуть. Предложите юному испытателю самому провести этот опыт.
Можно организовать эту игру для 2 детей, внеся в неё соревновательный момент. Пустьдети льют воду в одинаковые ёмкости очень тонкими струйками так, чтобы «корабли» дольше оставались на поверхности. Выигрывает
в этом соревновании тот, у кого корабль затонет последним. Спросите у ребёнка, почему корабль сначала плавал, а потом затонул.
Дальнее плавание
Сделайте вместе с ребёнком бумажный кораблик (как это сделать показано на рисунке), а затем спустите его на воду в таз или ванну. Покажите ребёнку, как надо на него подуть, чтобы кораблик начал двигаться, удаляясь от вас. Чем сильнее и дольше будет воздушная струя, которую вы выдуваете, тем дольше будет плыть кораблик. Посоревнуйтесь с ребёнком в том, чей кораблик уплывёт дальше. Спросите у ребёнка, от чего, по его мнению, зависит дальность пути кораблика.
Игры с водой в жаркий летний день
В эти весёлые игры можно играть, отдыхая в жаркий солнечный день на даче или загорая на пляже, когда нестрашно оказаться мокрым с ног до головы, а наоборот, приятно побрызгать друг на друга водой.
Приложение №9
Сценарий развлечения для дошкольников «Волшебная водица»
Действующие лица:
Ведущая – Волшебная Водица,
Чайник.
Звучит музыка. Входит в зал Волшебная Водица (одетая в костюм воды:
шляпа с капельками, накид голубого цвета, волшебная палочка на руке.)
Танцует.
Водица: Добрый день! Почему я так нарядилась, Сегодня праздник волшебной водицы, а знаете, почему вода волшебная?
Ответы детей: Превращается в лед, снег, сосульку, пар.
Водица: Слышите, как шумит вода, вот сейчас на дворе какое время года?
Ответы детей: Зима.
Водица: Наша вода превратилась во что?
Ответы детей: В снег, с лед.
Водица: Правильно
Танец Снежинок, дети читают стихи про снег, про зиму.
Водица: Скоро наступит Веса, наша вода во что?
Ответы детей: В сосульку, в лужи, в ручейки.
Водица: Молодцы, какие вы у меня умные, после Весны наступит Лето. Что будет с нашей водой, мы узнаем от вас
Танец с зонтиками, танец с лейками, дети читают стихи про
дождь, про лето.
Водица: Мы узнали, что наша вода летом превращается в дождь, росу, туман. Вот какая он у нас разная
У Водицы на руке глобус. Вы все знаете, что это наша земля смотрите, все голубое это вода. Ручьи, реки, озера, моря, океаны. А теперь давайте поиграем.
Игра Капельки.У детей шапочки-капельки.
Водица: Вы все капельки, а я ваша мать. Подул ветер, появилась туча, и пошел дождь. Вы все капельки дождя
Звучит веселая музыка, дети танцуют, прыгают, играют, веселятся. Когда остановиться музыка дети становятся парами – это ручейки. Танцуют парами, по сигналу все берутся за руки и танцуют змейкой – это река. А когда делают большой круг – это озера, моря, океаны. Игра повторяется два-три раза.
Водица: А сейчас я вам покажу, какая я волшебница, Эти простые воды будут разноцветными
Три банки с крышкой и с чистой водой. Водица палочкой колдует банки, встряхивает, вода становится становиться красной, желтой, зеленой.
Водица: Ну, вот теперь поверили какая я Волшебная Водица?
Под музыку в зале появляется Чайник. (Взрослый, одетый в сарафан, платочком на голове, впереди висит картонный чайник), пританцовывает.
Водица: А мы посуду в гости не звали!
Чайник: Здравствуйте Капельки! А ведь не зря я в гости пришла. Без меня не выпить чаю, внутри у меня очень горячая вода. Из-под крышки идет пар
Водица дотрагивается до чайника, одергивает руку.
Водица: Ой, как горячо!
Чайник: Ребята, никогда не трогайте кипящую воду, кипящий чайник. А у вас сегодня праздник – праздник Волшебной Водицы. Я вас всех приглашаю к столу, напою чаем, пряниками и шоколадками
Все садятся за стол, Чайник наливает с чайника чай. Под шум воды все пьют чай.
Водица: Дети, на этом наш праздник Волшебной Водицы заканчивается.
Приложение №10
Сказка «О воде»
Воспитатель:
Сядем - ка, ребятки рядком, да поговорим ладком!
Времени у нас в достатке, дела поделаны, все в порядке!
Теперь я с вами часок посижу, да сказку веселую вам расскажу!
Только про что же сказывать стану...?
Как жар птица досталась Ивану?
Нет!
Таким хорошим деткам, расскажу – ка, я сказку про водичку!
Сидите замечательно, да слушайте внимательно!
Чтобы к нам пришла вода,
Потрудились небеса
Тучки на небе сгустились,
А затем они открылись
Капли с неба потекли
Получились ручейки
Ручейки сбежались в речку
«Здесь с волною будем течь мы!»
Переполнилась река,
Затопляя берега
Чтобы речка не бурлила
И дома не затопила
Это наш водоканал
Воду с речки забирал
Путешествует водичка
Чтобы мы умыли личко
Чтоб напиться мы могли
Применялось для еды
Без воды нам никуда
Потому и знаю я
Как она по трубам ходит
В каждый дом сама заходит
Только кран свой открути
Побежит струя воды
И чиста и холодна,
Пахнет хлорочкой она,
Чтоб вода такою шла,
Много надобно труда
Чтоб вода сама собою,
Шла всегда без перебоя
За приборами следят,
Весь диспетчерский отряд!
Если вдруг труба прорвется
И ручьем вода польется
Всю работу до конца,
Выполняют слесаря
И директор и техничка,
Любят пить свою водичку
Весь служебный аппарат
Был водичке своей рад! |
[1] Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. -М.: ТЦ Сфера, 2004. С. 35-45.
[2] Мурудова Е. И. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» Детство-пресс 2010
[3] Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада» М.: Мозаика - Синтез, 2007